«Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4:26) – читаем в Послании апостола Павла к Ефесянам. Неужели Библия позволяет злиться? А как быть с утверждением, что гнев – это одна из страстей?

Все мы – живые люди, и вполне нормально, когда нам не безразлично, когда мы на что-то реагируем, чувствуем и переживаем определенные эмоции, чувства. Все, что открыто и даровано нам Господом в материальном и духовном измерениях, является не случайностью, а продуманностью Промысла Божия. Гнев проявляется как эмоциональная реакция, протест вследствие неприятия чего-либо, проявляющегося активным недовольством, раздражением. Неужели, когда творится что-то плохое, мы не имеем права злиться, не можем выражать свое возмущение? В то же время именно из-за гнева происходит и много бед: портятся отношения, возникает насилие, разрушаются семьи, разгораются конфликты… Так где же эта граница?

К счастью, слово Божие нам всегда поможет. Библия дает нам понятие праведного гнева: Господь наш Иисус Христос сердился, пророки и святые тоже сердились… Но: тот гнев – пример ревностной защиты Истины, ради спасения человеческих душ, и ни один из тех примеров не касался эгоистических целей, только – защиты других людей или духовных ценностей.

Такой праведный гнев имел Иисус Христос, когда изгонял торговцев из храма Божия в Иерусалиме: «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин. 2:15), а также когда корил фарисеев в синагоге Капернаума: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их…» (Мк. 3:5). Таким гневом сердился и Моисей, когда спустился с горы Синай и увидел, как его народ танцует и поклоняется золотому тельцу, тогда он от возмущения даже разбил о землю скрижали с заповедями Божьими.

Примеров праведного гнева находим и в Ветхом, и в Новом Завете много. Такой гнев вызван истинной любовью к Богу и ближнему, он не ослепляет, не заключает в себе ненависти, не совершает зла ​​ближнему, не возбуждает и не влечет за собой другие греховные действия – ярость, ослепляющую разум и сердце, язвительные споры, бранные, жестокие слова, оскорбления, клевета, осуждение, злопамятность, рознь, месть. Именно таковы последствия гнева современного человека – они разрушают, а не творят; преследуют цель нанести вред, унизить, обидеть другого, а не спасти, помочь. Именно поэтому имеем предостережение для всех нас: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4: 31-32).

Чтобы уберечь нас от вспышек разрушительного гнева, Священное Писание предостерегает, прежде всего, от поспешности: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19-20). А также от злопамятства: «Да не заходит солнце во гневе вашем» (Еф. 4:26). Святой апостол Павел советовал: «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:16-19).

Давайте побеждать грешный гнев – кротостью. Как успокоить капризного и плачущего ребенка? Обнять, чтобы он почувствовал тепло и безопасность, поддержку. Если кричать и ругать его в ответ – успокоится ли он? Лишь смиренной кротостью можно потушить горящий уголь гнева, который жжет и кипит внутри души. Святитель Иоанн Златоуст советует: «Побеждай злого добром, поощряй к добру его, разорви гнев смирением… Даже и звери изменяются перед человеческой кротостью… Не будь сварлив с таким (гневным) и не выставляй гнева против гнева, а уклонись, как мудрый кормчий уклоняется опасных скал». Пусть все испытания нас только закаляют!

Митрополит Епифаний,

Предстоятель Православной Церкви Украины