Когда в семье не злоупотребляют страхом, к примеру – страхом наказания, тогда у ребёнка нет причин для агрессии и негативного поведения.
Однако строгая авторитарная дисциплина – это способ давления на ребёнка. Фактически ребёнок обслуживает неосознанные страхи родителей в ущерб себе и своей свободе на самовыражение.
Дети не рождаются плохими! Часто взрослые создают условия, при которых ребёнок усваивает, что с ним что-то не так. Это мешает ему в жизни. Когда взрослый (папа или мама) недоволен собой, то он обязательно спроектирует (отзеркалит) нелюбовь к себе на своего ребёнка. Недовольный взрослый будет искать недостатки в слабом (в своём ребёнке), чтобы за счёт его чувствовать себя сильнее, лучше, важнее, полезней...
С этой эгоистичной целью используются разные виды наказаний. Но было бы справедливее, вместо наказания ребёнка, наказывать себя. Отберите у себя телефон на два месяца. Дайте себе по жопе. Лишите себя того, что любите. Чем ребёнок хуже вас? Или хуже только потому, что его мозг ещё в процессе созревания?
Наказание не помогает! Вы просто манипулируете страхом ребёнка и притупляете эмпатию. Наказание создаёт дистанцию между ребёнком и вами, искажает доверие, поддерживает агрессию, снижает самоценность ребёнка, убивает инициативу. Наказание не воспитывает, а создаёт иллюзию влияния.
Наказывая ребёнка, вы всего лишь снижаете своё напряжение от агрессии. Вы помогаете себе. Мстите и получаете удовольствие. Но при этом страдает ваш ребёнок.
Воспитание детей возможно только в общении посредством чуткости и эмпатии. Посредством совместного времяпровождения, ненавязчивых разговоров, принятия, поддержки, опоры. Ребёнок обязательно это оценит и будет слышать вас. В итоге и ему, и вам будет хорошо.
Работать нужно над собой, а не над ребёнком. Это сложно. Но возможно.
«Нет трудных детей, есть только трудные родители. Лучше сказать, что существует просто трудное человечество» (А. Нилл).
Наталья Простун, детский и семейный психолог,
руководитель Института ментального здоровья и развития личности