Церковь чувствует сегодня свой душпастырский долг – защитить и поддержать семью как Богом установленное сообщество взаимной любви и верности между мужем и женой, открытых для рождения и воспитания детей. Осознав всю опасность домашнего насилия для жизни наших верных, мы должны определить преодоление этой беды одним из приоритетов нашего душпастырского служения семьям.
ОБРАЩЕНИЕ
Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного архиепископства
Украинской Греко-Католической Церкви
о предотвращении домашнего насилия и
утверждении традиционных семейных ценностей в Украине
Христос воскрес!
Дорогие во Христе братья и сестры!
В основе каждого общества лежит семья. По замыслу Творца, семья – это сообщество любви мужчины и женщины, плодом которой являются дети. Господь, как любящий Отец, стремится, чтобы каждый человек пришел в этот мир в лоне своей семьи, где его ждут и любят. Только в таком первичном сообществе любви новая человеческая жизнь может найти необходимую среду для своего полноценного развития. Христианская семья, ведомая и согретая благодатью Святого Духа, призвана быть первой и важнейшей школой любви к Богу и ближнему, в которой уважают старших, а жизнь воспринимают как Божий дар от зачатия до естественной смерти. Ребенок нуждается в этом животворном сообществе, в котором он учится от своих родных принимать любовь и дарить ее своим ближним, творить также свою семью, совместно прославляя Бога.
С большой болью мы вынуждены утверждать, что в течение последнего года, во время пандемии, в Украине, как и во всем мире, наблюдается резкий рост домашнего насилия, от которого страдают в первую очередь женщины и дети, но также и мужчины. Обстоятельства вынужденных карантинных ограничений, с одной стороны, обнажили самые глубокие раны современной семьи, а с другой – в который раз обнаружили важность семьи как домашней церкви, в которой ее члены делятся своей верой, вместе в молитве стоят перед Божьим лицом, принимают – даже онлайн – живое участие в богослужениях и ведут христианскую жизнь в соответствии с новыми обстоятельствами. Для одних карантин стал возможностью больше быть в семье и с семьей и созидать семейное сообщество, а для других – откровением, что их семья имеет глубокие раны, нуждающиеся в исцелении Духом Божьей любви.
Апостол Павел во вдохновенном Богом Послании к Ефесянам дает нам действенные средства спасения и исцеления от семейных проблем: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Женщина пусть уважает мужа... Повинуйтесь друг другу в страхе... Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5, 20-33). Эти слова Апостола народов открывают нам глубинный смысл христианской семьи как иконы любви и верности самого Христа о Его святой Церкви.
Домашнее насилие является большой бедой, разрушающей семью. Оно отрицает саму суть семьи как первичного сообщества любви. Такое насилие глубоко презирает достоинство христианского супружества как установленного Христом Святого Таинства Церкви и унижает достоинство мужчины и женщины, сбивая с их голов положенные в день Таинства Венчания венцы славы и чести, которые Господь им в этот день дарил. Насилие в семье является следствием греха, а также глубоких личных психологических и душевных травм современного человека. Священное Писание описывает как первый акт семейного насилия убийство Каином своего брата Авеля, вызванное грехом зависти (Быт. 4, 1-16).
Домашнее насилие сегодня становится аргументом тех, кто создает разные новейшие идеологии, чтобы бороться и разрушать институт семьи как первичную ячейку общества. Акцентируя на ложных представлениях о неравенстве мужчины и женщины в так называемых патриархальных культурах, освещают традиционные семейные ценности как опасные для жизни и здоровья современного человека, а семью высмеивают как первопричину всякого насилия, посчитав ее не средой любви, а первичным местом разжигания ненависти и нанесения физических и психологических ран.
Раны от насилия в семье можно и нужно излечивать в лоне сообщества Христовой Церкви, в Таинстве которой присутствует целебная благодать Святого Духа. Заботясь о своих детях, Церковь-мать осуществляет эту задачу через душпастырское попечение.
Церковь чувствует сегодня свой душпастырский долг – защитить и поддержать семью как Богом установленное сообщество взаимной любви и верности между мужем и женой, открытых для рождения и воспитания детей. Осознав всю опасность домашнего насилия для жизни наших верных, мы должны определить преодоление этой беды одним из приоритетов нашего душпастырского служения семьям.
Это является большим вызовом для всех душепопечителей на этом поприще – как церковных и мирянских сообществ, организаций и инициатив – стать хорошими советчиками и врачами для семей. Существует необходимость не только в неустанной проповеди и освящении через Таинства, но и практическом служении израненым семьям, что на сегодняшний день должно быть среди первоочередных задач доброго пастыря и мирянского апостольства. Надлежащая подготовка новобрачных к Таинству Брака, тематические встречи со школьниками и молодежью о любви и супружеских взаимоотношениях, сопровождение молодых пар, опека над семьями в кризисе – это неполный перечень того, что нужно активно осуществлять священникам и мирянам у себя в приходах. Святость семьи – один из основных показателей эффективности душпастырства.
Домашнее насилие приобретает каждый раз новые формы. Кроме физического, речь идет о моральном, экономическом, социальном, сексуальном и другом насилии. Именно наши душпастыри должны быть первыми, кто спешит на помощь верующим, которых постигла такая беда. Наши приходские общины должны стать центрами слушания и поддержки жертв насилия и средой любви, где израненные души могут найти понимание, совет и поддержку, а также исцелиться от нанесенной насилием боли.
Не только Церковь должна держать семью и ее святость в особом поле зрения. Забота о семьях должна стать одной из главных задач служения Украинского Государства. Речь идет не о вмешательстве в семейные дела, а о создании надлежащих и достойных условий, при которых семьи будут чувствовать себя свободными в обеспечении собственных потребностей и интересов и могли бы с уверенностью полагаться на собственные силы и Божье благословение в своей жизни. Для этого вся система государственной власти в Украине должна повернуться лицом к семье, являющейся для страны сообществом, в котором рождаются новые граждане, создатели внутреннего валового продукта, налогоплательщики и, собственно, строители этой страны и государства. Государство также обязано заботиться о нравственном здоровье своего народа, существенным элементом которого является воспитание молодежи для длительных семейных отношений, уважение к ответственному отцовству и материнству и святости человеческой жизни.
Для успешной борьбы с домашним насилием важным является углубление сотрудничества в этой сфере с неправительственным и правительственным сектором, поэтому предлагаем активизировать привлечение религиозного сообщества к обеспечению прав детей и семей, борьбы с этой бедой и в отношении женщин, и по отношению к мужчинам, а особенно – в отношении детей, и других членов семьи для укрепления нравственных основ общества и общего блага нашей дорогой Родины.
Поэтому обращаемся к государственной власти Украины с просьбой вновь создать центральный орган, который был бы ответственным за формирование семейной политики в Украине и стал бы хорошим партнером Церквям и религиозным организациям в служении семьям. Наша Церковь готова внести свою лепту в разработку и реализацию национальной просемейной политики – от тематических компонентов в школьных программах до социального сопровождения – ради цели добра и святости украинских семей.
Стоя перед лицом Матери Божьей, прославленной в Её Зарваницкой иконе, молимся за наши семьи, умоляем Господа нашего, чтобы силой и действием Святого Духа излил свою Божественную любовь на каждую рану того, кто пострадал от домашнего насилия, и благословил нашу Церковь и наш народ строить новую культуру жизни и любви!
Благословение Господне на вас!
От имени Синода Епископов
Киево-Галицкого Верховного Архиепископства
† СВЯТОСЛАВ
Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
в день Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского,
и тех, что с ним,
1 июня 2021 года Божьего
Джерело: news.ugcc.ua